Дайте ребенку возможность подраться

Классное собрание

Где-то есть идеальный мир, в котором милые детки дружно играют на детской площадке, делятся игрушками, обиды быстротечны, конфликты не развиваются, и никто никого не обижает.

На самом деле все не так шоколадно. Конфликты детей - обычное дело, даже если вы думаете, что их претензии друг к другу не стоят ломаного гроша, а поводы для драки мелки и беззлобны. Даже, если вы думаете, что в садике, в школе все проблемы решаются полюбовно, и дети просто счастливы быть друг с другом. Но вы же так не думаете?

Дерутся и мальчики с мальчиками, и девочки с девочками, и девочки с мальчиками. Иногда дерутся просто до первых слез, иногда - до первой крови.

Так вот - драки нужны. Это один из способов ребенка найти собственные ограничения в мире. который его окружает, один из способов отстоять личное пространство, убеждение и самооценку. И занять свое место под солнцем.

А как иначе? Вы пробовали втолковать ребенку, что и как он должен делать? У вас всегда получалось? Это при том, что вы - взрослый человек с достаточным словарным запасом, по умолчанию обладающий более внушительным авторитетом и в несколько раз больше ребенка по росту, весу и возможностям. Но и в таких случаях справиться не всегда удается.

А как им друг с другом справляться словами, которых еще мало в лексиконе, да еще и пытаться убедить соперника в своей правоте? Так что небольшие драки за установление собственного авторитета или права на личное мнение - обычное дело. Как у мальчиков, так и у девочек. И вообще можно не придавать этому никакого значения, пока конфликт не становится слишком серьезным.

Потому что драка драке - рознь.

В начальной школе - драки вообще не проблема. Просто смиритесь с тем, что они время от времени должны быть. Проблемой может стать, если ваш ребенок не дерется даже тогда, когда это необходимо.

В большинстве случаев, это просто адаптация ребенка к жизни в коллективе. В клинических - есть хулиганы, получающие удовольствие от унижения боли других, даже и в начальной школе. Но это серьезная проблема, и драки с ними - это лишь следствие ситуации, а не причина. Тут уже надо иначе решать проблему, и не вам. Вы - не сможете. Это уже забота педагогов, психологов и, в идеале, родителей этих самых хулиганов.

Но сегодня мы говорим о норме.

Иной раз потасовка вызвана лишь тем, что обозвали, вырвали какую-то игрушку, вещь, просто проигнорировали просьбы или требования. Это не требует ни вмешательства, ни помощи. Вообще в таких случаях помогать не стоит - только усугубите ситуацию. Даже если такая драка и привела к незначительному ущербу (расцарапали, синяк поставили) - да и ладно, у пацанов должны быть синяки и царапины, а девочкам надо уметь защищаться хоть от мальчиков, хоть от других девочек - а то на шею сядут.

И потом, попробуйте просидеть целый урок (или учебный день) на одном месте - ни покашлять, ни побегать, ни покричать в свое удовольствие. При всем количестве энергии, которое в вас копится и хочет вырваться наружу. Да перемена - единственные минуты, когда можно хоть немного отплатить школе за сидение на стульчике в попытках вбить в голову хоть что-то из учебников. Если в это время приходится иной раз вступить в драку ради отстаивания собственного места под солнцем - удачное время, потому что перемена закончится.

Ваша забота - не предотвратить драки, это невозможно, а в большинстве случаев вредно - именно вашему ребенку. Не поругаться с учителем, что он не успел вклиниться в разборки малолетних раздолбаев и не помешал им выяснить отношения - нормальный учитель тоже даст волю выплеснуться лишней энергии и предоставит возможность выяснить детям самим. И это - отличный учитель, который способен не вмешиваться в мелкие конфликты, но не дать этим спорам развиться в войну или привести к худшим, чем синяки, последствиям.

Но чрезмерное беспокойство родителей способно крохотный конфликт раздуть во вселенский скандал с обвинениями школы и учителей в том, что там ребеночка мучают, обижают и надо его срочно защитить, а учителя, мол, не могут ничего сделать. Кому от этого лучше?

Что вам вообще нужно от школы? Ребенок должен быть самостоятельным, научиться сам улаживать конфликты, либо не доводить до них, наряду со знаниями и умениями провести две линии из одной точки.

Дорогие мои, не лезьте! Не пытайтесь выяснять, кто прав, кто виноват, в большинстве случаев вы не добьетесь ничего. А идти на поводу у тех, кто первым прибежал ко взрослым ябедничать, - вообще ошибка.

 Ваша забота - научить ребенка драться в необходимых пределах самообороны или хотя бы позволить ему научиться самому этому искусству. И научить защищать собственные убеждения, соблюдения его прав и личное пространство в том числе и на кулаках. Жить в реальности, понимать, что далеко не каждая драка - это вина вашего ребенка, иной раз - это его доблесть. И бывает так, что, кроме как кулаком, не остановить агрессивного и бестолкового оппонента.

Даже хорошие и мирные дети должны иногда драться. Потому что другие дети могут оказаться упертыми, бестолковыми и совершенно не мирными. Если позволить таким добиваться подчинения силой - то получите хулигана без тормозов в окружении вашего ребенка. Если все мирные дети будут уходить от конфликта или терпеть обиды и избиения (потому что мама говорила "драться нехорошо") - то и получите к классу четвертому-пятому ребенка, которого его агрессивные сверстники могут совершенно безнаказанно обижать, зная, что в ответ не получат ничего страшного, кроме слез или ябед учителям.

А что может учитель? Да ничего на самом деле. Если он позволит себе решать детскую проблему взрослыми методами - то он первый и попадет под раздачу. Да, он отвечает за безопасность ваших детей. Но не увлекайтесь - он, как и вы сами, не может защитить именно вашего ребенка в любой момент. Дайте ребенку научиться самому беспокоиться за свою безопасность. В том числе и через боль.

Так что не делайте проблемы из мелких драк в начальной школе - пресекайте саму возможность того, что ваш ребенок будет бояться драться, потому что его за это потом наругают, даже в тех случаях, когда он прав. Попробуйте учить уходить от конфликта, если у вас удастся научить этому. Но отвечать на явную агрессию и активно ввязываться в драку, когда иных путей решения проблемы уже нет.

И помните, что обижать чужого ребенка вам нельзя - ни словами, ни угрозами, ни тем более действиями. Это прерогатива его родителей - разбирайтесь с ними, раз уж вам хочется скандалов, но не надейтесь на удачу.  У некоторых родителей тоже не бывает тормозов.

И некоторые родители вовсе не учат ребенка жить в мире, потому что на самом деле мир вокруг вас - это скопище злобных волчьих стай, которые только и ждут удачного момента вцепиться в глотку самым незащищенным. А вы хотите воспитать мирную овечку - как раз на поживу всем этим волкам?

Подрался? Хорошо. По делу? Замечательно. Кто виноват? Не ваш - превосходно. Сам нарвался? Ну, в следующий раз не нарывайся, учись жить в мире. В начальных классах - большей реакции и не нужно. Если это незначительный эпизод,и ваш ребенок не попадает в такие конфликты слишком уж часто. 

Кто победил - не важно, на самом-то деле. Конфликт исчерпан, ждите следующего.

Правда у дипломированных психологов может быть иное мнение по поводу школьных конфликтов, ну что же, встретимся с таким психологом - узнаем, расскажем.

В комментариях - задавайте вопросы, приводите примеры - мы обсудим их с психологом.

А вот в средних классах дела приобретают уже иной оборот. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Комментарии  

+1 # Ерке 19.09.2016 19:58
Согласна со статьей! Много раз наблюдала за тем, как родители вступаю в конфликт между детьми, "защищая слабого". Таким образом ребенок никогда не научится давать отпор! Как говорится: медвежья услуга. Да и вообще взрослые часто излишне опекают своё чадо, откуда появится у ребенка самостоятельность, чувство ответственности и долга. По мне так, в садике, школе, педагоги совместно с психологом и родителями должны чаще поднимать на обсуждение такие важные темы, вести беседы, дискуссии. Хоть родители, казалось бы взрослые люди, но ведь по сути мы продолжаем развиваться, расти, понимать некоторые вещи вместе с нашими детьми.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # троешница 18.09.2016 19:58
Цитирую Марго:
Я замалчивала и отмалчивалась всегда , пожалуй это проблема навсегда со мной - сейчас работа, коллектив клубок змей , иногда хочется всыпать по самое не хочу , или послать, закричать , а не могу - воспитание не позволяет .Своим детям советую решать проблемы сразу , старший учится уже в Новосибирске, за себя постоять может наверняка, младший миролюбивый и дружелюбный пока обошлось без разборок . Очень интересно что психологи посоветуют именно взрослым (

Вы наверное отличницей были? А может хорошисткой? У нас в классе тихони были,мы их сильно не тромбили -они иногда списывать давали
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-2 # Анфиса 18.09.2016 20:57
Цитирую троешница:
[quote name="Марго"]У нас в классе тихони были,мы их сильно не тромбили -они иногда списывать давали
А у нас учились несколько чмошников - и как я сейчас понимаю жилось им в классе неуютно и паршиво, и они очень боялись драться, потому их и били часто. Просто так. Потому что с них легко было выколотить все что угодно. И я с девчонками пару раз дралась классе в восьмом. за увжение и авторитет. Так что правильно - будешь тихоней, будешь терпилой всю жизнь
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Пастилка 18.09.2016 21:12
Цитирую Анфиса:
И я с девчонками пару раз дралась классе в восьмом. за увжение и авторитет. Так что правильно - будешь тихоней, будешь терпилой всю жизнь

И как? Удалось завоевать авторитет? Не представляю, как девочки могут драться всерьез. Пнуть, плюнуть, подставить - это понимаю.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анфиса 18.09.2016 21:28
Цитирую Пастилка:
И как? Удалось завоевать авторитет?

Скучали в школе? Хорошо учились, дома не позже 9, никаких прогулок, ни пива, ни гормонов? Мальчиков не делили?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # ланабанана 18.09.2016 21:21
Цитирую Анфиса:
Цитирую троешница:
[quote name="Марго"]У нас в классе тихони были,мы их сильно не тромбили -они иногда списывать давали
А у нас учились несколько чмошников - и как я сейчас понимаю жилось им в классе неуютно и паршиво, и они очень боялись драться, потому их и били часто. Просто так. Потому что с них легко было выколотить все что угодно. И я с девчонками пару раз дралась классе в восьмом. за увжение и авторитет. Так что правильно - будешь тихоней, будешь терпилой всю жизнь

Никогда не дралась,и не понимала как девушка может драться? Курить? Материться? Это ужасно,так только хабалки себя ведут
Мальчишки у нас были в классе, кто хулиганил по-доброму, а кто и настоящий бандит был,итог печален-спились, сидят,или вообще уже и нет их
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анфиса 18.09.2016 22:36
Цитирую ланабанана:
а кто и настоящий бандит был,итог печален-спились, сидят,или вообще уже и нет их

Но пока они учились в школе пацанам крови-то попортили немало. И управы на них не было - ну поругают, ну спецшколой погрозят. И курили, и пили, и били просто за то, что мимо шел. деньгами не поделился. У меня друга так били вечерком втроем. Просто так, мимо шел весь такой приличный. А от троих-то не отобьешься, да и убежать - куда? Завтра в ту же школу, в тот же класс. Думаю, такое никуда не делось, всегда так было, да и будет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-3 # Марго 18.09.2016 13:26
Я замалчивала и отмалчивалась всегда , пожалуй это проблема навсегда со мной - сейчас работа, коллектив клубок змей , иногда хочется всыпать по самое не хочу , или послать, закричать , а не могу - воспитание не позволяет .Своим детям советую решать проблемы сразу , старший учится уже в Новосибирске, за себя постоять может наверняка, младший миролюбивый и дружелюбный пока обошлось без разборок . Очень интересно что психологи посоветуют именно взрослым (
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+3 # тата 18.09.2016 18:08
Цитирую Марго:
Я замалчивала и отмалчивалась всегда , пожалуй это проблема навсегда со мной - сейчас работа, коллектив клубок змей , иногда хочется всыпать по самое не хочу , или послать, закричать , а не могу - воспитание не позволяет .Своим детям советую решать проблемы сразу , старший учится уже в Новосибирске, за себя постоять может наверняка, младший миролюбивый и дружелюбный пока обошлось без разборок . Очень интересно что психологи посоветуют именно взрослым (

Или Вы съедите или Вас.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Пастилка 18.09.2016 21:08
Цитирую Марго:
Очень интересно что психологи посоветуют именно взрослым (

Что психологи могут посоветовать? Прививайте уважение, решайте все мирным путем, не доводите до драк. А у нас пацаны постоянно с кем-то дрались за школой да вечером. Потому что с толпой 15-летних гопников без тормозов о каком уважении и Пушкине можно говорить. Будешь тихоней и слушать психологов - будешь огребаться. Гопота по психологам не ходит. Вы давно вечерами около школьных стадионов ходили?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+5 # Симона 18.09.2016 12:10
полностью согласна со статьей, главное, чтоб ребенок понимал, что драка это не единственный способ решить проблему или добиться желаемого. хотя это и простой способ, намного проще, чем устно отстаивать свою позицию, мнение или желание. к примеру я в детстве вообще не помню драк, они начались как раз таки в подростковом возрасте, когда приходилось отстаивать свое место среди сверстников. и там драки были серьезные, и последствия серьезные. подожду пожалуй следующую статью)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Новые комментарии