Расскажи мне, и я забуду, покажи мне - и я запомню

Блог Психолога

Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму. (Древняя китайская мудрость)

Как-то к психологу привели ребенка. Он до сих пор не смог научится считать, а ему уже пора в первый класс. «И что мы только не делали: и картинки вешали, и палочки выкладывали, яблочки считали, но это не помогало». Психолог несколько минут поговорил с мальчиком. Затем взял кубики, выставил на пол и дал задание: прыгать до каждого кубика и вслух произносить «один», «два» и так далее. Мальчик прыгал и считал. В итоге он освоил счет за один день. То, чему не смогли его научить очень долго родители. Почему это стало возможным? Потому что мальчику смогли преподнести материал так, чтобы он смог его воспринять и усвоить.

У нас у всех есть основные каналы восприятия. Их пять:

  • зрительный,
  • слуховой,
  • тактильный,
  • обонятельный,
  • вкусовой.

Ммы познаем мир и воспринимаем информацию через эти пять каналов. Информация поступает к нам в мозг, но перерабатываться она начинает на основе одной преобладающей системы. Это как спусковой крючок, команда к впитыванию информации, ее обработке.

Выделяют три основных системы восприятия: Визуальная, Слуховая, Кинестетическая. Ведущая система - врождённая, по наследству не передается, и в одной семье из трех человек могут оказаться и визуал, и аудиал, и кинестетик. По сути, они будут говорить на разных языках, коммуникация будет затруднена, конфликтов «на пустом месте» не избежать. Но стоит «завестись» в семье мудрой маме, понимающей особенности своих домочадцев, то острых углов - как не бывало. Зная ведущий канал восприятия своих детей, мама может значительно облегчить обучение, леко преподнести информацию так, чтоб сын ее понял, а не пропустил мимо ушей. Супруг становится понятен, и его «незакрученный тюбик пасты» уже так не раздражает.

Давайте разберемся в этих ведущих системах. А вы, читая, можете легко узнать себя или близких.


Визуалы

vis

Их больше всего на планете. Эти люди видят мир. Их взгляд прямой. Они при общении часто внимательно разглядывают место и собеседника. Всегда запоминают образы мест, где бывали. Иногда помнят до мелочей, во что одет был человек. Для них вообще важно, как они одеты. Как причёсаны. Человек почти никогда не теряется, он с ходу может ориентироваться в пространстве. Его внешний вид всегда выражает его состояние. Может одеть эффектное, яркое, но неудобное и при этом быть абсолютно счастлив. Оценивает людей «по одежке», место - «по интерьеру». Очень любит порядок. Болезненно воспринимает, если вещи или предметы лежат не на своих местах. Если визуал сказал вам о грязи или пыли в вашем доме, не стоит принимать это близко к сердцу – он не хотел Вас обидеть, а просто озвучил то, что заметил. Это для него нормально. Визуалы - самые грамотные люди, они запоминают правила, потому что хорошо запоминают, то что прочитано им самим.

В речи используют: «Посмотри», «Покажи», «Увидимся».

Если ваш ребенок визуал:

Обращаясь к ниму, желая чтобы он воспринял информацию, используйте фразы типа: «Посмотри на меня», «Видишь, как вышло», «Давай посмотрим, что из этого получилось» и.т.п. Никаких «Послушай» - это не будет им сигналом к восприятию информации, и ребенок просто не совсем осознает то, что вы хотите до него донести. В учебе используйте наглядные материалы. Пусть перед глазами на стене висит таблица умножения, карта мира, схемы предложений. При прочтении книг или параграфа в учебнике пусть хорошо рассматривает картинки и схемы. При заучивании стихов, зарисовывайте ему слова схематично. Потом ему легко будет этот стих рассказать, держа в голове эту схему.


Аудиал

aud

Воспринимает мир ушами. По численности они занимают второе место после визуалов. Звук - вот что для них важно. Такие люди запоминают информацию, один раз услышав ее, но сто раз увидев, не запомнят ничего. Это благодарные слушатели лекций, аудиокниг, музыки. Самые неграмотные, они запоминают, как слышат, и пишут потом так же. Их раздражают звуки, они мешают, если не приятны. Всегда запомнят шум на улице, голос человека. Для аудиалов характерно при беседе не смотреть в глаза собеседнику, это мешает им воспринимать информацию. Они часто могут жить без телевизора, но радио в доме есть обязательно. Могут придираться к словам, к интонации в речи, очень чувствительны к ней, легко улавливают изменения в интонации голоса собеседника.

В речи используют: «Я слышал», «Послушай, что я скажу», «Звучит заманчиво», «Рад слышать»

Если ваш ребенок аудиал:

Обращаясь к нему и желая что то донести используйте: «Слышишь меня?», «Послушай, что я скажу».

Читайте ему правила, или пусть он сам читает их вслух. Читайте с паузами, с интонациями. Именно для них зарифмованы многие правила в обучении («Пифагоровы штаны во все стороны равны», «Стеклянный, оловянный, деревянный»), используйте этот прием. При заучивании стихотворений важно читать не монотонно, а интонационно, тогда стихотворение запомнится лучше. Аудиокниги - это выход, пусть слушает произведения, ему сложно читать, примите это. А аудио всегда можно найти в интернете. После прослушивания он вам ответит на все вопросы по тексту не хуже того, если бы то же самое прочел визуал.


Кинестетик

kin

Если честно, они для меня самые удивительные люди. Таких людей меньше всего на планете. Они воспринимают реальность в ощущениях. Они чувствуют человека и окружающее пространство. Очень болезненно относятся к нарушению их личного пространства, не любят близкого приближения неприятных ему людей, тесных лифтов, поездка в общественном транспорте в час пик для них - сущее наказание (кстати, аудиалу, толкотня в час пик совершенно не мешает, были бы наушники в ушах с любимой музыкой). А вот от любимого человека кинестетики ждут объятий, поцелуев, прикосновений. Обязательно пощупает материал, обивку сиденья. Мягкие тапки и теплый плед - вот, что можно подарить кинестетику! Они вообще не фанаты порядка, «творческий хаос» - их кредо (и горе тому визуалу, кто окажется супругом кинестетика, компромисс только в «понять и простить»). Никогда не наденут колючую, неудобную одежду. Рекомендациям людей, рекламе они не верят, для них важен свой опыт, тогда только они делают выводы и только собственными оценками руководствуются в жизни.

В речи используют: «Я чувствую», «Мне кажется», «Что хлопаешь ушами», «Берем ноги в руки».

Если ваш ребенок кинестетик:

Здесь как раз крайне уместна фраза «Обнимите и поцелуйте своих детей». Приободрить его - это прикоснуться к плечу, погладить по голове. При обращении, для того, чтобы он сразу включился, используйте : «Чувствуешь, как получилось», «Ощути пользу», «Осознай, что я сейчас скажу». Самое плохое для них - это выражение «Не трогай». Как они будут воспринимать окружающий мир, если не трогать? Пусть трогает, не проблема, потом помоет руки, если нужно. Кстати, мальчик в начале текста, был именно кинестетиком. Не заставляйте кинестетиков долго сидеть неподвижно, для них это мучение. В обучении для них также важно двигаться, вырезать, клеить. Многие даже трогают пальцем картинки, схемы в учебнике. Стихотворение заучивается, проигрывая его в движении.


Повторю: ведущая система восприятия не передается по наследству, невозможно ее изменить или перестроить, это закладывается еще до рождения. И если вы поймете эту особенность ваших домочадцев и станете разговаривать с ним на понятном им языке, поверьте, понимания в семье будет в разы больше, донести до них ваши желания и советы будет намного проще.

 

Практика

Вот вам Сказка-самый легкий, доступный и интересный пример как определить ведущую систему восприятия у своих, детей, себя, мужа.

 

На обыкновенном дубе вырос желудь необыкновенной величины. Скоро все поняли, что это яйцо. В яйце вырос маленький желтый цыпленок.

Однажды он сказал дубу: «Скучно мне с тобой. Молчишь да молчишь. Я полечу искать себе маму и папу получше».

«Ха-ха-ха, - засмеялись сороки, - ты вначале вылупись из яйца, да вырасти!»

Тогда цыпленок, как был, в яйце, слетел с ветки, разогнался и аккуратно стукнул одну сороку в лоб. «Не задавайся», - сказал он.

И полетел еще непроклюнувшийся цыпленок искать себе папу и маму. Потом подумал: «И братика!»

Долго он летел, коротко, долетел до моря и лег на волны, чтобы покачаться. Глянул вниз – а там на дне осьминог. Ни глаз, ни ушей, одни щупальца-руки. И так он ими здорово управляет: и по дну лазает, и рыбку ловит, и отмахивается от водяных мух. И цыпленок стал ему вниз булькать: «Осьминог, давай с тобой вместе жить».

Осьминог булькает: «Давай».

Цыпленок ему перебулькивает: «Залезай ко мне в яйцо. Внутри тепло, а в море холодно и мокро!»

Осьминог залез в яйцо, тогда цыпленок поднялся в воздух и опять полетел. Над морем широким, так высоко, что дух захватывало.

Долго ли, коротко, прилетел он к острову зеленому. А это был совсем не остров, а огромный морской дракон. Но этот дракон так долго лежал без движения, что на нем выросла трава и деревья и даже целый морской порт с городом матросских жен. А дракон ничего этого не чувствовал. Целыми днями он смотрел на горизонт. Он что-то хотел там увидеть, но ничего не видел, хотя зрение было у него прекрасное. Глаза у него светились, а иногда из них даже выскакивали искры.

«Эй, дракон, - крикнул ему цыпленок, - иди со мной жить. Вместе веселее!»

«Гм, - сказал дракон, - ты выглядишь хорошим другом. Давай».

«Полезай ко мне в яйцо, - говорит цыпленок, - внутри красиво и ярко, а снаружи пыльно и скучно».

И дракон сначала пошевелился, чтобы все люди, которые жили на его спине, успели погрузиться на корабль, а потом залез в яйцо к цыпленку.

И они полетели дальше, пролетели синее море, полетели над темным лесом.

И долго, коротко, видят: избушка, а около нее сидит старик. Сам он маленький, и только одно ухо у него огромное. Его за ухом почти и не видно.

«Здравствуй, дедушка Ухо», - сказал цыпленок.

«Не шуми так, - сказал старичок. - Я и так слышал вас, еще когда вы над морем летели».

«Дедушка, - говорит цыпленок, - иди к нам жить. У нас тихо, и ребята мы послушные!»

Дедушка Ухо встал, покряхтел, раз – и в яйце оказался.

И вот маленький ярко-желтый цыпленок, который даже еще не вылупился из яйца, полетел, гордясь своими подвигами, и прилетел в такое место, о котором знал только он, а там он проклюнул скорлупу и вышел на свет.

А потом он быстро закрыл скорлупу со своими друзьями так, что опять получилось яйцо. И это яйцо он проглотил. А потом он превратился в маленького ребенка, который только что услышал эту сказку. И ему всегда с тех пор помогали его друзья: осьминог – чувствовать, дракон – видеть, а дедушка Ухо…

«Вот уж дедушка Ухо! – сказал дед. – Как сказки, так вечно - дедушка Ухо, дедушка Ухо! Устал я. Спать пора».

Ну вот, жалко, дедушка устал, а то б я еще рассказал. Спать пора.

В сказке, кроме главного героя, три персонажа, достаточно четко символизирующих три основных сенсорных канала. Кроме явного описания, есть и неявные усиливающие слова из определенного сенсорного опыта. Умный цыпленок, создавая рапорт, внутренность своего яйца описывает каждый раз по-разному: для осьминога там тепло, для дракона ярко и т.д. После прочтения вслух сказки, сразу задайте вопрос: «Как было в яйце?» Ясно, что человек вспоминает, прежде всего, «свое» описание. И ответит: «Красиво и ярко» - визуал, «Тихо» - аудиал, «Тепло» - кинестетик.

После выявления ведущий системы у себя и домочадцев, еще раз прочтите текст выше и используйте во благо и с удовольствием полученные знания. Поверьте у вас начнется новая страница в родительстве.

Обнимите и поцелуйте своих детей.

Комментарии  

0 # Яна 12.02.2017 20:06
Суперски! :lol: :lol: :lol: :lol: :lol:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Мама Чоли 15.02.2017 13:58
Спасибо) Буду рада, если статья полезна вам)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Новые комментарии