Мы идем в детский сад

Блог Психолога

А как иначе? Конечно же «мы». Ведь не бывает такого, что проснулся однажды утром малыш, и его осенило: «А не пойти ли мне в детский сад», - собрал справки, оделся и потопал.

 

Нет такого не бывает, обычно «идут» всей семьей, а еще задолго начинают готовиться. Вести разговоры, обсуждать сады, выбирать возраст в котором поведут «дитятю», скупать много трусиков, юбочек, колготочек, чтобы все новое и красивое. Ведь так?

Мое отношение к детским садам категоричное, из серии «бывали, знаем, спасибо, не надо». Ну не придумывала природа детских садов, и это не очень естественное место пребывания ребенка. Испокон веков дети воспитывались в большой семье, с братьями и сестрами, бабушками и дедушками, где передавался опыт, знания и теплое семейное общение. Но мы живем в современном мире, и иногда без детских садов родителям просто не обойтись. Так что решать, в каком возрасте вести ребенка и стоит ли вообще, конечно, только родителям. Я хочу сказать лишь, что основная потребность малыша до трех лет - это тесное общение с мамой. Мама для него - это весь мир. Это самый первый, самый главный человек, с помощью которого он познает мир. В возрасте до 3-х лет еще нет потребности в общении со сверстниками, основной вид деятельности - предметная, даже не игра, просто манипулирование предметами. Сейчас он учится взаимодействовать с предметами и доверять миру, через маму, доверяя ей. А как можно доверять человеку, который отдал тебя в полтора года в комнату с чужой тетей, какой бы доброй и улыбающейся она ни была.

Психотерапевты, гипнологи приводят примеры, что почти все взрослые люди, под гипнозом вспоминают, как им было плохо и страшно в саду. И это глубоко загнанные травмирующие психику ситуации.

Лучше, конечно, отдавать ребенка в детский сад в возрасте около трех лет. Это менее травматично для ребенка и уже более-менее соответствует его потребностям. В этом возрасте ему уже хочется общаться со сверстниками, они на «собрата» уже смотрят не как на игрушку, а как на партнёра по играм. Ведущая деятельность - это сюжетно-ролевая игра, в этом возрасте они уже готовы отделяться от матери и вступать в эффективное взаимодействие со сверстниками.

Перед тем, как принять решение о том, что «пора», ответьте на несколько вопросов:

  • Просится ли ребенок на горшок?
  • Умеет ли сам кушать или хотя бы подносить ложку ко рту?
  • Умеет одеваться, раздеваться?
  • Сможет ли рассказать вам о том, что происходило за день в детском саду?

Примите тот факт, что никакая чужая тетя не сможет заботится о вашем ребенке, как вы, не пожалеет его так сердечно, как вы, если его обидели или он упал. Знайте, что их там 20-25 человек, и прогулка часто происходит «как сам оделся, так и пошел», погодные условия тут далеко не показатель. Знайте и то, что «человеческий фактор» играет роль, и у воспитателя могут быть семейные неурядицы, просто плохое настроение или головная боль… и «это все» она принесла на работу. И если, ответив на эти вопросы, приняв вышеперечисленные аспекты, вы все же решили, что «пора» и «надо», тогда - удачи.

Основная задача родителей - успешно подготовить себя и ребенка к посещению детского учреждения. Подготовить психику ребенка, так чтобы это было наименее травматично и для него, и для родителей.

Начинайте готовить ребенка задолго до дня Х. Рассказывайте ему про сад, как ему там будет интересно, сколько там удивительных игрушек и игр. Рассказывайте о распорядке дня, что он там будет не только играть, а кушать, спать, гулять. Оговаривайте тот момент, что родители приводят своих детей лишь на время, а потом обязательно из забирают. Обязательно покажите тот сад, куда пойдет ваш малыш. Погуляйте рядом, если разрешат, на площадке детского сада. Если есть возможность, зайдите и покажите группу, в которую он пойдет, познакомьте с воспитателем. Узнав распорядок дня в саду, начинайте жить по этому распорядку. Если ваш ребенок соня, то приучайте его вставать в то время, в которое вам впоследствии нужно будет вставать для сборов в детский сад.

Подготовка к посещению детского сада - это еще и посещение врачей, сдача анализов. Врачи это всегда страшно. Не пугайте врачами детей, играйте с ним в доктора. Вообще у каждого ребенка должна быть своя игрушечная аптечка, и он обязательно должен играть в «Плюшеву». Лечить кукол, ставить им уколы и бинтовать пластмассовые головы и ноги. Этим они проигрывают травмирующие ситуации, связанные с посещением поликлиники. Если нужно сдать кровь, то не нагнетайте обстановку, но и не врите, что это не больно. «Да это больно, но не сильно, и тетя тебе вавку заклеет волшебным пластырем, и она быстро заживет». Можно потом подарить маленький подарочек малышу. А можно и самому сдать кровь сначала, чтоб ребенок увидел, как это происходит.

Вообще все должно происходить в позитивном ключе - и подготовка, и поход в детский сад.

В первое время в саду ребенок проходит адаптационный период. Для всех детей он разный во времени и по тяжести. Это зависит и от того, как готовили ребенка, и от его личностных особенностей, и от настроя мамы. Вам нужно набраться терпения. Хороша практика постепенного вливания в садовский распорядок, сначала на час оставить ребенка, потом - до обеда, потом - на сон, затем - до вечера. Тут важно идти за ребенком, не ускорять этот процесс, но и сильно не затягивать. Смотрите сами, как привыкает ваш ребенок, мама всегда чувствует можно ли его оставить уже на обеденный сон или еще нет.

Никогда не врите ребенку о том, когда вы его заберете. Говорите всегда честно, определяя временные рамки понятным ему языком: «Пообедаешь, и я приду», «Поспишь, и я тебя заберу». Для него ещё нет понятия, «через час», «через десять минут», для него есть понятие «мама привела, а сама ушла навсегда», поэтому обозначить рамки пребывания в саду важно.

Дайте ребенку с собой игрушку. Игрушка - очень важный предмет. Для малыша это как бы переходный объект от матери во внешний мир. Да и ему так спокойнее. Многие воспитатели категорически против, чтоб малыш носил из дома игрушки, так как это осложняет жизнь в группе. Возникают конфликты из-за того, что дети норовят отобрать игрушку у новичка. Не давайте большую, дайте такую, чтобы помещалась в кармашке или в ладошке. Но обязательно - безопасную, без мелких деталей, оговорите этот момент с воспитателем.

Подготовьте себя к тому, что ребенок часто будет болеть. Да, это еще один аспект адаптационного периода. Для каждого ребенка частота «больничных» разная. Кому-то повезет больше, кто-то будет посещать чаще педиатра, чем сад. Примерно до 4 лет детский организм реагирует на стресс снижением иммунитета. И дети начинают приносить с сада болезнь. Так что советую дать себе как минимум год, не выходить на работу. Чтоб спокойно, пережить период частых болячек. Если, конечно, у вас есть такая возможность.

Многие дети первое время не едят в саду. А приходя домой, начинают сметать все подряд. И к этому тоже нужно быть готовым. Возьмите с собой что-то перекусить, когда идете забирать чадо из сада. Будьте терпеливы, есть дети, что в саду «ангелы», а приходя домой, выплескивают все свое негативное напряжение. Подождите и не раздражайтесь.

Расспрашивайте ребенка, как прошел его день в саду. Что его порадовало, что огорчило. С кем он подружился, что нового узнал. Хвалите, сочувствуйте. Заостряйте внимание на чувствах и переживаниях, а не на том, что он ел. Спрашивайте у воспитателя, как он себя вел, интересуйтесь жизнью группы. Не высказывайтесь негативно о воспитателе при ребенке. Но если вас что-то тревожит, обязательно обсудите это с воспитателем.

Практика

Терапевтические сказки. Вот что сильно помогает малышу. Вообще при любой жизненной травмирующей ситуации, читайте сказки. Эти сказки дети готовы слушать даже без картинок в книге. На психику они влияют, как "живая вода" на рану. Приведу пример сказок для детей посещающих детский сад.

 

Котёнок Кузька идёт в детский сад

Автор: Мария Шкурина

castta

Жил-был котёнок Кузька. Он был серенький, только ушки у него были беленькие. И была у Кузьки мама, большая полосатая кошка Мурка.

Как-то раз мама сказала Кузьке:

- Завтра ты в первый раз пойдёшь в детский сад для котят.

- Детский сад?! А что это такое? - немного испугавшись, спросил котёнок.

- Детский сад это такое место, где все котята вместе играют, кушают и спят, - улыбнулась мама-кошка.

- Мамочка, а мой друг Дружок тоже там будет?

- Нет, Кузька. Дружок будет ходить в детский сад для щенков. А по вечерам и в выходные вы будите встречаться и рассказывать друг другу, как вы хорошо провели время в садике, что нового узнали, в какие игры играли, - объяснила мама Кузьке.

- Мамочка, мне грустно будет без Дружка. А ты со мной будешь? - спросил малыш-котёнок.

- Нет, любимый мой, я тебя отведу в садик, а затем уйду домой. Ты там будешь играть с другими котятами и воспитательницами, пить молочко, спать. Не заметишь, как время пролетит, и я приду за тобой.

Кузька внимательно выслушал маму, всё понял, но всё равно, ему не очень хотелось идти в садик. Он не мог представить себе, что столько времени будет один, без мамы. Тем более, что Дружка там с ним не будет. Котёнок долго не мог заснуть, ворочался в кроватке и думал, думал про детский сад.

- Кузенька, просыпайся, вставай, пей молочко, чисть зубки, и идём в садик! - услышал котёнок с утра мамин голос. Вставать с постели совсем не хотелось, но и маму расстраивать не хотелось.

На самом деле, Кузька надеялся, что мама Мурка передумает и, вместо того, чтобы идти в этот самый детский сад, они вместе пойдут на прогулку. По дороге котёнок молчал, а мама рассказывала ему о том, что он найдёт в садике новых друзей.

- Мамочка, но ведь у меня уже есть Дружок! Зачем мне другие друзья?! - сказал он кошке.

- Так ведь это совсем не плохо - иметь много друзей! Это ведь не значит, что ты Дружка забудешь! - рассмеялась мама.

В этот момент они подошли к детскому саду. Навстречу им вышла пушистая серая кошка.

- Я твоя воспитательница, а зовут меня Пушинка, - произнесла она. - А вон там другие котята, с которыми ты сможешь играть в разные игры.

- Привет, я Мурзик! Пошли играть в догонялки! - один чёрненький котёнок подбежал к Кузьке и потянул его за собой.

Мама Мурка помахала своему сыночку на прощание и вышла. Кузьке стало немного грустно, но Мурзик торопил его начать игру. Сначала они поиграли в догонялки, затем в прятки и в мячик, потом тётя Пушинка почитала им сказку «Кто сказал мяу», затем они выпили молочко и легли отдыхать. После сна игры продолжились. Кузька познакомился с другими котятами, было так интересно и весело, что он не заметил, как пришло время, чтобы идти домой.

- Мама, это было так здорово! - сказал он своей маме по дороге домой. - Как мне хочется всё-всё рассказать Дружку!

- Я думаю, что и ему есть чем с тобой поделиться, - ответила Кузькина мама.

Действительно, Дружок уже ждал котёнка около дома, чтобы рассказать о своём дне, а также поиграть со своим лучшим другом. Они играли до самого вечера, но постарались пораньше лечь спать, чтобы не проспать и не опоздать в садик.

На следующее утро Кузька встал раньше мамы и помчался пить молоко и чистить зубы. Он знал, что его ждёт ещё один замечательный день в детском саду.

 

Сказка о детской кроватке.

Автор: психолог Ирина Наймушина

bamp

Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду в группе и стояла в спальне среди других кроваток. Осенью в группу пришли детишки. Многие кроватки застелили детским постельным бельём , и они стали красивыми. И ещё к ним стали приходить детишки. Они ложились в кроватки и кроватки их грели. Детишкам было в кроватках хорошо, тепло и они засыпали. Кроватки очень радовались.

И только одной кроватке не досталось ребёночка и она очень грустила. Ей некого было греть, ей было скучно и одиноко. И вот появилась новенькая девочка (мальчик), которую положили именно в эту кроватку. Кроватка так обрадовалась. Девочка была очень миленькая, красивая, добрая. Кроватка была счастлива. Она очень ждала, когда девочка придёт к ней. А когда девочка приходила - кроватка старалась скорее согреть её, и подарить сон. Но вот девочке вдруг разонравилось спать в саду. Ложась в кроватку она постоянно спрашивала про маму. Кроватка очень расстроилась, она изо всех сил старалась согреть её, успокоить, чтобы девочка заснула.

Но девочка не спала. Кроватка стала бояться, что девочка совсем не захочет спать и она снова останется одна. Ей от этого было очень грустно, ведь она уже так привыкла к этой хорошей девочке, ей так нравилось её греть. Кроватку создали для того, чтобы она дарила сон детишкам. Каждая кроватка мечтала делать это. А наша кроватка тоже. И у тебя в садики тоже есть кроватка. Она тебя очень ждёт, она любит греть тебя и радуется, когда ты спишь в ней».

--

Читайте сказку с выражением, эмоционально. Можно проиграть эту сказку с куклами, с участием ребенка. Обязательно обсудить героев, их чувства. Обсудите что в сказке понравилось ребенку, а что - нет. Можно нарисовать героев. Включите воображение. Помогите и поддержите своего малыша в этом нелегком периоде, который полон нового и позитивного.

Поцелуйте и обнимите своих детей.

Добавить комментарий

Новые комментарии